Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» п. Визябож

 

Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме:

«Одушевленные и неодушевленные имена существительного»

 

 

 

 

 

 

Подготовила –

 Игушева Светлана Николаевна,

 Учитель русского языка.

 

 

п. Визябож, 2013

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

 

Цели:

1) повторить, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет;

2) дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных;

3) выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;

4) повторить средства выразительности.

Оборудование: компьютер, презентация по теме.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока (слайд №1).

- Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет. Побываем в гостях у одушевленных и неодушевленных имен существительных. Разберемся, как отличать одушевленные имена от неодушевленных, повторим средства выразительности (слайд №2).

- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть ее во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот правильное определение всех признаков существительного.

- Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом.

- Итак, начнем.

2. Проверка домашнего задания.

(Слайды № 3, № 4 выводятся по мере высказывания учеников).

 

Слово … - имя существительное. Докажем это.

1.Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)

2.Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).

3.В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .

4.В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч.,мн.ч.

5.В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.

6.В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым (примеры).

Вывод:

Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

 

3. Объяснение нового материала.

- Молодцы. Теперь мы можем беспрепятственно попасть в эту страну и продолжить знакомство с ней.

- Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы (слайд №5):

- Кто спрятался за деревом?

- Кого она приняла за врагов?

- Кто из обитателей страны самый страшный?

- Что на берегу самое вкусное?

- Что стоит у причала?

- Кто на берегу поясняет значение существительного?

- Кто или что на берегу осталось без нашего внимания?

- Почему одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие - на вопрос что? (Слайд № 6 – вывод.)

 

Одушевленные (живые) – КТО? (дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик)

    Неодушевленные (неживые) – ЧТО? (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал)

 

4. - А сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Прочитайте стихотворение. Расставьте правильно знаки препинания так, чтобы стихотворение имело смысл (слайд № 7,8).

Где поставить запятую?

Очень-очень странный вид:

Речка    за окном горит,

Чей-то дом     хвостом виляет,

Песик   из ружья стреляет,

Мальчик     чуть не слопал мышку,

Кот    в очках читает книжку,

Старый дед    влетел в окно,

Воробей    схватил зерно,

Да как крикнет, улетая:

-Вот что значит запятая!

 

Где поставить запятую?

Очень-очень странный вид:

Речка,   за окном горит

Чей-то дом,    хвостом виляет

Песик,   из ружья стреляет

Мальчик,     чуть не слопал мышку

Кот,    в очках читает книжку

Старый дед,    влетел в окно

Воробей,    схватил зерно,

Да как крикнет, улетая:

 

-Вот что значит запятая!

 

 

- Выпишите в один столбик одушевленные существительные, в другой - неодушевленные, поставив их в форму Им. падежа.

- Посмотрим, что у вас получилось (слайд № 9).

Одушевленные (кто?)

Песик

Мальчик

Мышка

Кот

Дед

Воробей

Неодушевленные (что?)

Вид

Речка

Окно

Дом

Ружье

Очки

Книжка

Зерно

Запятая

Хвост

 

 

- Составьте с этими словами 1-2 предложения.

- Итак, на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

- А неодушевленные?

5. - Ребята, в сказке “Василиса Прекрасная” Страшный паук загадывает Ивану загадку: “Что на свете всего дороже?” Герой отвечает: “Жизнь!”

- Жизнь – самое чудесное явление, загадочное и желанное. Все предметы вокруг нас делятся, как мы с вами уже знаем, на живые и неживые.

- Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям. Первые два мы знаем (слайд № 10):

Показатели 
одушевленности – неодушевленности:

1.Значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой.

2.Вопрос (Кто? Что?).

3.Совпадение падежных окончаний:

у одушевленных – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.

у неодушевленных – В.п. мн.ч. = И.п.мн.ч.

 

 

1) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;

2) вопрос (кто? что?)

- Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных.

3) совпадение падежных окончаний:

у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

(Вывожу слайд № 11 с примерами).

Примеры:

 

а) Р.п.  Нет кого? Собак, птиц.                   

    В.п.  Вижу кого? Собак, птиц.

б) И.п. что? Книги, деревья.

    В.п. вижу что? Книги, деревья.

 

 

- Так как же с помощью падежей мы определим, одушевленное существительное или неодушевленное?

6. - Послушайте сказку Л.Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки.

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.

Плот спрашивает у кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь.

- Захочу – буду шевелиться.

- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Кот подумал и говорит:

- Я тебя грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

(После выполнения вывожу слайд № 12).

кот                                           плот

мн.ч. коты                              мн.ч. плоты

Р.п. нет кого? котов              И.п. что? плоты

В.п. вижу кого? котов          В.п. вижу что? плоты

Одуш. имя сущ.                    Неодуш. имя сущ.

 

- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет.

И в этом нам помогли падежи.

7. - Однако не все так просто: есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения (тюльпан, береза) или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.

- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?!

- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой - с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

8. - А вот в сказках бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как “оживленные” ведут себя как люди: сердятся, говорят, радуются и улыбаются.

- Как называется такой прием? Средство выразительности?

(Вывожу слайд № 13 с определением олицетворения.)

Олицетворение  речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного.

 

9. Закрепление материала.

- Хорошо. А теперь закрепим наши знания, выполнив следующее задание.

- Выпишите из стихотворения имена существительные вместе с теми словами, которые помогают нам понять, к какому разряду мы отнесем эти существительные. Поставьте к ним вопрос.

(Слайд № 14 со стихотворением.)

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:

«Не лучше ли вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: « Гляди,

Кто это там позади?»

(К. Чуковский.)

 

- Что у вас получилось? Почему вы задали именно вопрос кто? к некоторым именам существительным?

- Проверим себя (слайд № 15).

Одушевленные (кто?)

Посуда                 идет

Чайник            шепнул

Утюг          он слушает

Блюдца        заплакали

Корыто         зарыдало

Блюдо             сказало

Олицетворение 

 

Неодушевленные (что?)

Поля

Болота

 

- Итак, среди существительных есть слова, у которых все наоборот: они обозначают неживое, но отвечают на вопрос…(кто?) и считаются … (одушевленными).

Такой прием называется … (олицетворением). Где возможен этот прием?

10. - Сейчас задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали? (Слайд № 16)

1.Бабочка, щука, тюльпан.

2.Насекомое, животное, расписание.

3.Самолет, машина, летчик.

4.Соловей, песня, певец.

1. Бабочка, щука, тюльпан.

2. Насекомое, животное, расписание.

3. Самолет, машина, летчик.

4. Соловей, песня, певец.

А теперь проверим себя (вывожу слайд № 17)

1.Бабочка, щука, тюльпан.

2.Насекомое, животное, расписание.

3.Самолет, машина, летчик.

4.Соловей, песня, певец.

11. Подведение итогов урока.

- Вот и все, ребята, сегодня наше путешествие по стране Имя Существительное подошло к концу, но мы продолжим его завтра.

- Что нового вы узнали и увидели на уроке? (Делается вывод, выводится слайд № 18)

Вывод:

1.Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? (они живые)

       Неодушевленные – что? (неживые)

2.    Отличие одушевленных от неодушевленных:

       Одушевленные имена существительные –

       мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.п.

       Неодушевленные имена существительные –

       мн.ч. И.п. = мн.ч. В.п.

3.    Если предмет совершает действия – одушевленное имя существительное.

       Если не передвигаются, не едят – неодушевленные имена существительные.

4.    В сказках неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Такой прием называется олицетворением.

- Я довольна, что вы многое запомнили и сумели открыть для себя новое, интересное.

12. Оценки за урок.

13. Домашнее задание (даю по группам на выбор) (Слайд № 19)

Домашнее задание:

1) напишите  сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;

2) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные;