Урок-игра по физике

Предмет: физика

Тема: «кинематика»

Форма проведения урока: урок - игра

Участники: ученики 9 класса

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала

Цель: проверить степень овладения программным материалом учащимися 9 класса.

Задачи:

1.     Закрепить и обобщить изученное по кинематике;

2.     Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач;

3.     Расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.

Ресурсы: мультимедийное оборудование, карточки.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

 Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем сообщить тему урока, нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

2.Сообщение темы и цели урока.

 «Сэр Исаак Ньютон почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет, приливы и отливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, умный и верный истолкователь природы, древности и Священного писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Бога. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого». Это слова из эпитафии Исаака Ньютона. Ему, автору классической механики, посвящен наш урок-игра по теме «Кинематика».

3.Проведение игры (по командам)

 Конкурс 1. Разминка (слайд2). Для участия в разминке приглашаются по 4 человека от каждой команды. На обдумывания ответа отводится 30 секунд. (Учитель зачитывает вопрос, а команды на этот вопрос, должны давать ответ. За верный ответ –жетон. Жетон равен 1 баллу.)

1.                  Луна обращается вокруг Земли так, что одна ее сторона постоянно обращена к Земле. Какова траектория движения центра Земли относительно космонавта находящегося на Луне? (Точка.)

2.                   В каком случае выброшенная из вагона вещь долетит до земли раньше: когда вагон в покое относительно Земли или когда он движется? (Время паде­ния одинаково)

3.                  В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью,  предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была наименьшей? (Назад.)

4.                   Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить в день по 45 верст. На какой день второй догонит первого? (На восьмой.)

5.                  Существуют ли точки в движущемся поезде, которые движутся не вперед, а назад? (Да. Точки на реборде колеса.)

6.                   Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается аэростат и Движется ли он вообще. Чем это можно объяснить? (Принципом относительности Г. Галилея.)

 

Конкурс 2 «Слова, слова…» (слайд 3).

За три минуты четыре человека от каждой команды должны составить по три слова , играющих важнейшую роль в механике. Для этого игрокам выдаются комплекты карточек. На каждой карточке написана одна буква.(Если составлены 3 слова, то даётся 3 жетончика, два слова – 2 жетончика, и т.д.)

Конкурс 3 «опыты» (слайд 4).

Каждой команде выдаётся оборудование: трубка, заполненная подкрашенной водой и закрытая с обоих концов, линейка, секундомер.

Задание: определить скорость движения пузырька по трубке.

(за правильно выполненный опыт – 2 жетона).

Конкурс 4 «Формулы» (слайд 5).

Командам раздаются карточки с формулами, но некоторые формулы записаны не верно. Нужно найти ошибку и исправить. (за каждую исправленную формулу 1 жетон).

Конкурс 5 «Вопросы» (слайд 6).

Каждой команде задаются вопросы, на которые необходимо ответить за 2 минуты. (1 правильный ответ – 1 жетон).

Вопросы первой команде:

-                       Материальная точка - это ...

-                       Изменение скорости в единицу времени - это ...

-                       Скорость света в вакууме равна ...

-                       Рекордное значение прыжка в высоту ... (2 м 41 см)

-                       Высота Останкинской телебашни... (540м)

-                       Средняя скорость пешехода ... (5 км/ч)

-                       Переведите 54 км/ч в метры секунду.

-                       Назовите единицы измерения скорости.

-                       Путь - это ... (Сумма всех расстояний, пройденных телом.)

Вопросы второй команде:

-                       Движение называется поступательным, если ...

-                       Свободное падение — это ...

-                       Численное значение ускорения свободного падения ...

-                       Рекордное значение прыжка в длину ... (8,9 м)

-                       Длина марафонской дистанции ... (42 км 132 м)

-                       Максимальная скорость гепарда ... (112 км/ч)

-                       36 км/ч переведите в метры в секунду.

-                       Перемещение - это ...

-                       Единица измерения ускорения ...

4.Физминутка.(слайд 7,8).

Конкурс 6 «литературный» (слайд 9).

Каждая команда получает графики зависимости скорости от времени. Даётся 5 минут, за которые, необходимо составить рассказ по этим графикам. (конкурс оценивается в 5 жетонов).

5.Подведение итогов.

Подводятся итоги, награждаются победители.

6. Рефлексия.Понравился вам урок? Со всеми ли заданиями справились?